КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ

КАК РЕАНИМИРОВАТЬ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ КАЗАХСТАНА?

Пятница, 06 Ноябрь 2020 04:29 Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Сейчас Казахстан традиционно воспринимают как государство с разветвленной сетью железных и автомобильных дорог и транспортным присутствием на Каспийском море. О том, что в республике существует инфраструктура речных перевозок, незаслуженно редко вспоминают и СМИ и, как иногда кажется, государственные чиновники.
Между тем наши соседи уделяют этой сфере приоритетное внимание. По итогам сентябрьского Госсовета России правительству дано поручение рассмотреть вопрос о разработке национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта с соответствующим финансовым обеспечением. Минтранс и Росморречфлот уже подготовили концепцию нового нацпроекта — «Внутренний водный транспорт». В нацпроект планируется включить не только задачи по развитию речной инфраструктуры и водных путей, но и улучшение экологической обстановки, развитие туризма, рост экспорта и транзита, а также перевод услуг в цифровой вид.
А как же обстоит ситуация с судоходством на реках у нас? Мы попробовали разобраться в этом вопросе в статье для журнала «Транс-LOGISTICS Казахстан» с учетом данных аналитического обзора по водному транспорту, подготовленного Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». Часть тезисов публикуем на бизнес-странице.
Основными инфраструктурными подразделениями на водном транспорте Казахстана являются порты и пристани, расположенные на главных водных магистралях в развитых промышленных центрах. Действующими речными портами в бассейне реки Иртыш являются Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский и Бухтарминский. На реке Урал расположены два порта: речной порт Уральск и порт Атырау, имеющий статус устьевого. Перевозки по реке Или и озеру Балхаш обслуживают порт Капчагай и пристань Балхаш. В г. Петропавловске на реке Ишим имеется механизированная пристань.
Обеспечением безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, гарантированных и дифференцированных габаритов судовых ходов на обслуживаемых участках внутренних водных путей занимается РГКП «Қазақстан су жолдары».
Как же изменилась динамика перевозок по рекам Казахстана за последние годы? Обратимся к данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики. Если анализировать временной отрезок с 2003 по 2019 год, то можно увидеть, что возрос объем перевозок грузов с 485 тысяч тонн до 1 319 тысяч тонн. В то время как грузооборот в этот период сократился примерно в пять раз – с 71,9 тонна километр до 14,5. Во многом это обусловлено сокращением дальности перевозок. Упали почти вдвое и показатели перевозок - пассажиров с 60,6 тысяч до 36, 4.
Да, в части повышения объема перевозок мы видим определенную положительную тенденцию в последние годы. Но потенциал использования внутренних водных путей Казахстана, конечно, не до конца использован. В советские годы по ним перевозилось ежегодно до 18 млн. тонн. Конечно, частично снижение показателей связано с распадом традиционных хозяйственно-экономических связей некогда общей страны, но в большей степени – нежеланием развивать Казахстаном это направление на государственном уровне.
Объем перевозок по рекам Иртыш и Жайык резко сократился, а в Балхаш-Илийском бассейне перевозки почти не осуществляются. Систематическое отсутствие средств на обновление и восстановление портового хозяйства привело к моральному и физическому износу основных фондов речных портов.
Согласно традиционной схеме из Казахстана в Россию речным транспортом доставлялся щебень, галька, а в обратном направлении лес. Сегодня изменилась структура бизнеса. Поэтому требуются меры государственной поддержки для возрождения этих межграничных товарных потоков.
Имеются достаточно большие объемы казахстанских и российских грузов, которые выгодно перевозить по реке Иртыш. Однако недостаточные глубины на реке Иртыш не позволяют проходить крупнотоннажным судам (от 2000 тонн и выше). Для решения проблемы нужно принятие соответствующих решений на государственном уровне по выделению необходимых финансовых средств. Учитывая историю прежнего грузопотока, а также наличие потребности в перевозках у населения, необходима разработка программы развития речного транспорта по реке Иртыш.
На Евразийском межправительственном совете государствами-членами ЕАЭС 1 февраля 2019 г. в Алматы было подписано Соглашение о судоходстве, снимающее некоторые ограничения для перевозок по внутренним водным путям России. К слову, недавно оно было ратифицировано нашим парламентом. Предполагается, что это позволит увеличить к 2023 г. перевозки из России по реке Иртыш с 261 тыс. до 1 млн. тонн, на Урало-Каспийском водном бассейне с 55 тыс. до 350 тыс. тонн. Казахстанские суда получат возможность осуществлять проход не только по реке Иртыш, но и по реке Обь вплоть до залива Обская губа в Карском море.
Что же еще необходимо предпринять для развития речного транспорта? Должны быть продолжены ремонт и модернизация гидротехнических сооружений, развитие портовой и причальной инфраструктуры, устранение участков, ограничивающих пропускную способность на внутренних водных путях (проведение дноуглубительных и берегоукрепительных работ). И конечно – проработка вопросов по наращиванию грузовой базы.
✔Но, наверное, самое главное и первоочередное – обозначение этой проблемы на государственном уровне. Мы знаем, что даже таким гигантам транспортной отрасли как КТЖ с мощным административным ресурсом не всегда удается успешно защищать свои интересы в правительстве. Речной же отрасли с ее разобщенными представителями и вовсе приходится сложно без сильного лобби во властных структурах. Поэтому очень важно поддержать водный транспорт в публичном пространстве, что мы и пытаемся делать как в своих транспортных программах, так и отраслевых изданиях TLK Media.
Нельзя допустить дальнейшей деградации водного транспорта Казахстана. Наши реки – это стратегические артерии как для пассажирского, так и для грузового сообщения. Будем надеяться, что подписанное Соглашение о судоходстве дополниться реальными решениями нашего правительства по модернизации портовой инфраструктуры и необходимых водных комму

https://www.facebook.com/Issingarina

Прочитано 305 раз Последнее изменение Пятница, 06 Ноябрь 2020 04:34